Главная
Историческая справка
О школе
Дисциплины
Преподаватели
Новости
Выставки
Мастер-классы
Документы
Контакты
Открытие выставки “Стаббур Фёдорова”

26-го августа в стенах выставочного зала Детской художественной школы им. М.К. Аникушина открылась выставка петербургского художника Александра Фёдорова под названием “Стаббур Фёдорова.      

Александр Александрович Фёдоров довольно известный, безусловно состоявшийся и утвердившийся на своём пути художник, получивший прекрасное образование и прошедший все трудные этапы обучения, начиная с детской художественной школы, художественного училища и заканчивая Академией Художеств (ин-тут им. Репина) этой alma mater российских художников всех времён.       
Испытавший сполна все тернии ученического пути он вырос в прекрасного зрелого мастера и представляет на суд зрителя уже далеко не первую персональную выставку. А если точнее, то данная выставка пятая по счёту в личном послужном списке Фёдорова. Что само по себе является неким достижением, и говорит о таких качествах художника как упорство, трудолюбие и целеустремлённость.     
Произрастающий своими корнями из глубин российских, Александр родился в республике Чувашия, он с раннего детства впитал в себя особенности национального быта, черты народного характера, что нашло отражение в его исканиях, стремлениях, чаяниях, дерзаниях на избранном им жизненном пути и оказало прямое непосредственное влияние на само его творчество.      
Итак, детство, отрочество, юность, все те начальные стадии созревания и становления, как человека и как творческой личности пришлись в основном на пору жизни в родительском доме, в родном краю и лишь частично затронули петербургский период в жизни художника, период постижения высшей школы, закалки, шлифовки и формирования целостной системы взглядов и мировоззрения. Что, в свою очередь, явило собой некий огнедышащий сплав твёрдой материи, выраженной в силе характера, несгибаемости в прохождении торной дороги, основного русла творческой деятельности.    
Сама собой напрашивается параллель и с творчеством, и с качествами человеческой личности такого колосса, как Василий Иванович Суриков. Думаю, что Фёдоров стремится приблизиться к этой непокорённой вершине. Словом, Александр, будучи по природе своей кряжем, что называется “от земли”, пройдя через горнило высшей школы, то есть сочетая в себе самобытность корневой системы и усвоение многих тонкостей высокого мастерства, как бы заложил прочный фундамент и возвёл на нём крепкий, основательный дом – терем или иначе “стаббур”.
В финно-угорской культурной традиции “стаббур” - это старинный тип хозяйственной постройки, очень характерное архитектурное сооружение, напоминающее собой сказочный домик. Это может быть высокий амбар, использующийся для хранения припасов, стоящий на высоких опорах, защищающих от нападения диких зверей. Часто стоящий на стволах подрубленных деревьев, высокий, двухэтажный, где второй этаж гораздо больше первого, без окон и дверей, таинственный, непонятный, странный дом. Скорее всего, именно он послужил прообразом избы на курьих ножках.  Так ткань выдуманной реальности переплелась с реальностью настоящей.     
В этом есть, очень поэтичный художественный образ, не зря автор внёс его в название выставки. Сама выставка получилась очень разнообразна по своему составу и наполнению. На выставке представлено около девяносто живописных работ, разных по дате написания, жанру, размеру и манере исполнения.  Мы можем наблюдать довольно широкий срез творчества художника, охватывающий всю широту и многогранность интересов мастера.  Здесь наличествует некоторое разностилье в хорошем смысле или лучше сказать “разнотравье”.       
Очень много пейзажей, как этюдного плана, написанных широко, так и более проработанных, прописанных, стремящихся уже к картине. Пейзажи юга России, Кавказа соседствуют с характерными видами севера и средней полосы России.  Но что их объединяет, так это живописное качество, умение автора тонко чувствовать колорит, состояние природы, воздух и атмосферу места. Видно, что живописец любит краску, цвет, любит мешать, замешивать, месить, мазать и тем не менее, всё это сочетать с тонкой любовной проработкой деталей. Не чужд автор и новаторским приёмам, например, художник вводит текст в живописную ткань полотна.  Таков пейзаж – картина под названием “Посвирье. Недостроенный дом. Деревня Пидьма.” Жанр пейзажа очень близок автору, это чувствуется потому с какой частотой он обращается к нему.      
Также на выставке представлено много портретов. Вот уж, где можно разгуляться и проявить своё мастерство и живописные качества, ведь не зря за плечами годы обучения и пройденная серьёзная школа. Автор и здесь чувствует себя вполне свободно и создаёт целую галерею образов своих друзей, родственников и знакомых. Свой близкий круг родных лиц.  Таковы характерные и запоминающиеся работы “Портрет жены художника”, “Портрет командира”.        
Широко на выставке представлены натюрморты. Разные по размеру, формату, своей тематике, подходу к изображению знакомых предметов, знаков того мира что окружает созидателя, и того что он созидает сам вокруг себя.      
Необходимо, также отметить присутствие на выставке полноценных больших сюжетных вещей, то что называется словом картина, этих важных вех в творчестве художника. Мы можем видеть картину под названием “Старый город”, изображающую окраину старого кавказского села, полуразрушенный двор с надписью “продаётся дом”.  Автор поднимает на высоту философского осмысления современные события в историческом пути своей родины.  Также на выставке представлена картина, изображающая известный библейский сюжет “Христос и грешница”, здесь художник следует тем высоким традициям своих путеводных вершин в изобразительном искусстве.       
Верно следуя старым традициям и при этом смело внедряя новации в своём творчестве, автор зачастую идёт путём поиска, эксперимента, вновь получаемого опыта созидания и открытия чего – то нового для себя.  Например, как уже сказано выше, художник вводит, казалось бы, чужеродные элементы в живописную ткань полотна, это может быть текст, элементы коллажа, может быть нечто другое, какой-нибудь знаковый предмет типа монеты или ключа. Однако всё это исключительно работает на смысл и на наиболее полное выражение замысла творца.         
Александр Фёдоров создал свой маленький мир художника, свою вселенную, наполненную борениями, порой мучительными исканиями, радостью верных найденных решений и удач. Он полон желаниями выразить и реализовать себя, свой внутренний мир, свой “стаббур” - этот высокий амбар, кладовую своих мечтаний.      
Добро пожаловать в стаббур Фёдорова!















Главная | Преподаватели | Новости | Выставки | Мастер-классы | Контакты
tml>